
«Давайте быстрее ремонтируйте». В Крыму дефицит бензина, в стране растут цены на АЗС
О том, что бензина не хватает, признают даже власти. В Крыму Минтопэнерго сообщило о дефиците топлива на полуострове. Цены на АЗС также заморожены. От недостатка топлива страдает Дальний Восток. У правительства есть только один ответ на топливный кризис — запрет экспорта. Но этого мало.
Елена Петрова, Татьяна Свиридова
Оглавление
ToggleУжас без конца
Через неделю после безудержного роста цен на все виды бензинов на товарно-сырьевой бирже, как и ожидалось, наступило время дефицита топлива на АЗС. Где тонко, там и рвется, говорит русская народная поговорка. «Тонко» в России всегда в одних и тех же местах — в Крыму, на Дальнем Востоке и в Сибири.
В Севастополе на заправках нет АИ-95. Там, где его продают не по талонам, цена вплотную приблизилась к 70 руб/л. И то — разве это рыночная цена, если бензин стоит 69,50 руб на всех заправках TES, 69,20 — на Vesta и 67,95 руб на Grifon?
Очевидно, что эти цены были назначены по нерыночным принципам.
Власти Крыма этого и не скрывают. Председатель Совета министров Республики Юрий Гоцанюк своем телеграм-канале сообщил, что власти еще месяц назад договорились о фактической заморозке цен:
«В ходе диалога с крымскими предприятиями-трейдерами достигнута договоренность о сдерживании розничных цен на топливо. Стоимость бензина на крымских АЗС не должна превышать 1,5 рубля за литр розничную стоимость топлива в городе Темрюк Краснодарского края».
Через месяц можно уверенно сказать, что эту задачу власти Крыма не выполнили. В Темрюке литр АИ-95 стоит чуть больше 65 ₽. Правда, в Сочи на АЗС автомобилисты заправляются уже по 70 руб/л и выше.
В Крыму не сработала ни заморозка цен, ни объявленный правительством запрет на экспорт бензина. В Минтопэнерго признали, что топлива на полуострове не хватает.
«По ряду АЗС наблюдается отсутствие автомобильного бензина марки АИ-95, однако данный дефицит является незначительным по отношению к общим запасам топлива (исходя из среднесуточной реализации) и количества АЗС», — привычно успокаивали жителей Севастополя в Минтопэнерго Крыма.
На рынке считают, что власти своими руками создали проблему дефицита. Эксперт на условиях анонимности высказал «Новым Известиям» точку зрения отрасли:
— Талоны в Крыму появились после того, как были достигнуты соглашения с АЗС о регулировании цен. Это, конечно, непопулярное решение. Но если власти позволили бы ценам расти, чтобы сбалансировать спрос, понятно, что для кого-то это привело к отказу от поездок, то ситуация была бы лучше. Она была бы рыночной.
С 2022 года каждое лето в России повторяется одна и та же история, говорит Доцент Финансового университета при Правительстве РФ Валерий Андрианов:
— К большому сожалению, ситуация повторяется из года в год, поэтому мы видим, как часть НПЗ закрывается на лето, и на фоне лета растет спрос, недостаток предложения. В России до сих пор нет нормальных товарных запасов бензина, о чем говорили десятки лет.
Дроны и НПЗ
Дефицит бензина усугубляется новыми атаками украинских дронов на НПЗ. Британский Reuters посчитал, что за последние три недели семь НПЗ стали целями для ВСУ. Под удар попали три завода «Роснефти» — в Рязани, Самаре и Саратове, а также лукойловский НПЗ в Волгограде.
Bloomberg сообщил, что завод «Лукойла» остановил прием нефти на переработку. 14 августа из-за падения обломков БПЛА произошел разлив нефти и пожар, который тушили 19 часов. В результате НПЗ, который перерабатывает 14,8 млн т в год и входит в десятку самых крупных нефтеперерабатывающих предприятий страны, встал.
Также перестали производить светлые нефтепродукты Саратовский НПЗ, а со 2 августа и Новокуйбышевский, входящий в «Роснефть». Завод в Рязани, который снабжает Московский регион, уполовинил выпуск продукции, поскольку были повреждены три установки первичной переработки нефти. Как говорят эксперты, это не самое сложное оборудование на заводах, но без них дальнейший выпуск бензинов и дизеля невозможен.
География повреждений НПЗ говорит о том, что под удар попал, в первую очередь, юг России и Поволжье. Сокращение производства бензинов в Рязани скажется на Московском регионе, куда топливо в первоочередном порядке будет перенаправляться из других регионов. Директор Центра исследований в нефтегазовой сфере НИУ ВШЭ Вячеслав Кулагин говорит, что выбор целей для атак дронов неслучайный:
— НПЗ работают с определенным охватом, работают на определенный сегмент рынка. Один, например, НПЗ вышел в ремонт. Это нормальная ситуация. Но в определенной точке возникает дефицит и нужна переброска. А если вдруг произошло, что в одном месте вышло два-три НПЗ, то это локальный кризис и нехватка топлива.
Споры о том, кто должен защищать НПЗ и нефтегазовую структуру — сами компании или государство — закончились с очевидным результатом. Охраной промышленных объектов занимаются теперь власти. За редкими исключениями, ПВО охраняет не отдельные объекты, площади. Но есть нюансы, говорит Вячеслав Кулагин:
— Система ПВО защищает определенный радиус. Туда попадает и НПЗ. Например, есть московский НПЗ, но мы не можем сказать, что защищается именно он. Защищается Москва. В этом плане продвижение вперед достаточно существенное. Но и у обеих сторон возросло производство дронов, поэтому не стоит расслабляться и думать, что все объекты защищены на 100%. Здесь есть над чем работать и усиливать в части безопасности.
Цистерны, хранилища и запрет на экспорт бензина
Дефицит бензина в Крыму и на Дальнем Востоке повторяется из года в год. Особенно заметно это стало во время СВО. Никаких подвижек в решении проблемы не наблюдается. Приморье и Восточная Сибирь страдают то от северного завоза, то от недостатка НПЗ. На юге свои сложности.
Трагедия в Керченском проливе и розлив мазута в декабре прошлого года, может быть, сделали капитанов и владельцев танкеров, которые везут топливо на полуостров, более осторожными, но новых путей за три с половиной года конфликта так и не было выработано.
Начальник аналитического отдела инвесткомпании «Риком-Траст» Олег Абелев рассказал в интервью «Новым Известиям», что причина кроется в перегруженности железных и автомобильных дорог в высокий сезон, по которым в Крым и южные регионы везут топливо:
— Частично везут железной дорогой, которая на две трети занята экспортом определенного вида грузов к границам, а пробка на Крымском мосту ежедневно по три-четыре часа, вот и понятная причина.
— Запасы создаются? Или все с колес?
— Я думаю, что в сезон эти запасы явно недостаточны для того, чтобы даже несколько недель или месяцев удовлетворять потребности в топливе. Надо же понимать, что это не только бензин. Это и дизель, и солярка, и мазуты — все везется на полуостров и потребляется не только автолюбителями.
Заморозка цен не дает желаемых результатов, потому что больше бензина на заправках не появляется. Решая вопрос с ценой, власти автоматом заставляют владельцев АЗС сокращать продажи. Какой бизнесмен в здравом уме и твердой памяти будет продавать себе в убыток? А ведь именно так сейчас и происходит.
Есть еще один факт — нефтедобывающая страна не имеет запасов топлива. В мирное время можно было бы приводить знакомый аргумент о том, что хранилища России — наши недра. Но в условиях СВО, когда дроны еженощно бороздят российское небо, это звучит легкомысленно.
— Надо иметь резервуары, частные, государственные, которые будут накапливать определенное количество топлива. И в соответствии со спросом, оно будет реализовываться. У нас сейчас это не реализовано, поэтому вместо стратегических действий происходят тактические, — напоминает об еще одной вечной русской проблеме Валерий Андрианов.
На 2020 год Россия обладает суммарной емкостью нефтехранилищ 9,7 млн тонн. Это в 10 раз меньше, чем в США. Вряд ли за годы конфликтов и кризисов их стало больше.
Крупные современные НПЗ стоят дорого. Но некоторым оценкам, на строительство уйдет от 5 до 15 млрд долларов. Построить хранилища обойдется значительно дешевле. Такие планы были еще в 2020 году. Тогда ВИНКи разработали планы, по которым страна получила бы запасы от 5 до 20% всего добываемого сырья. Как всегда, не нашлось денег. Государство в лице замглавы Минэнерго Сорокина давало понять, что эти планы известны, но опасалось, что они станут «памятниками» и не будут работать.
Помимо капитальных вложений в неопределенном будущем, есть и рыночные решения проблемы роста цен на топливо прямо сейчас. На рынке говорят, что если бы государство решило продавать на бирже не 15% произведенных бензинов, а увеличило бы предложение, то рынок сработал лучше, чем Минэнерго в нынешней ситуации. Но даже половинчатое предложение ФАС увеличить долю до 19% было отвергнуто энергетическими властями.
Все дело в том, что российское правительство боится потерять контроль над ситуацией.
— Мы все время пытаемся потушить разгоревшийся пожар. Опять вводятся ограничения на экспорт, опять ручное управление, пытаются оказать давление на компании. Говорят, давайте быстрее ремонтируйте. Каждый год одно и то же — ничего нового не происходит, — говорит Валерий Андрианов.
А раз так, летний кризис топлива в стране будет повторяться ежегодно. Сейчас активно обсуждается вопрос о следующем запрете на экспорт — на все виды нефтепродуктов.
Граждане, готовьте деньги. Бензин будет дорожать.