
Десятый испытательный пуск сверхмощной ракеты-носителя Starship может состояться 24 августа
Предыдущие три попытки оказались неудачными, но в компании SpaceX не теряют оптимизма
Американская космическая компания SpaceX намерена провести десятый по счету испытательный пуск своей перспективной ракеты-носителя Starship 24 августа (в ночь на 25-е по московскому времени). Соответствующий анонс был опубликован на странице компании в соцсети X. Также в SpaceX поделились результатами расследования причин аварии, произошедшей во время девятого испытания Starship в мае этого года.
Напомним, Starship представляет собой ракету-носитель сверхтяжелого класса, состоящую из 71-метровой первой ступени Super Heavy с 33 двигателями Raptor 2, работающими на метане и кислороде, и 52-метровой второй ступени — собственно космического корабля Starship с шестью «Рапторами» (три из них адаптированы для работы в вакууме), который разрабатывается для доставки грузов и людей на земную орбиту, Луну и Марс.
Общая высота ракеты-носителя в сборе после недавней модернизации второй ступени, составляет 123 метра. На сегодняшний день это самая мощная ракета-носитель в истории и первая ракета, которая создается как полностью многоразовая.
К настоящему времени компания Илона Маска провела девять орбитальных испытаний Starship и добилась определенных успехов, однако седьмое, восьмое и девятое испытания, в которых использовалась значительно модернизированная версия второй ступени, закончились неудачами.
В первых двух случаях прототип корабля взорвался вскоре после отделения от первой ступени из-за проблем с новой топливной системой, а во время девятого испытания из-за них же не смог выполнить программу полета — тогда прототип потерял ориентацию, не смог набрать нужную высоту, вошел в атмосферу раньше запланированного и разрушился над океаном.
Как уточнили в компании, во время майского испытания произошла утечка метана из расположенного в носовой части основного топливного бака, а ее наиболее вероятной причиной стала неисправность диффузора системы наддува бака. Инженерам удалось воспроизвести ситуацию и внести изменения в конструкцию диффузора.
Еще одна неудача постигла SpaceX во время подготовки к десятому запуску Starship. В середине июня прототип Starship, изначально предназначавшийся для этого полета, взорвался прямо перед тестовым прожигом всех двигателей из-за разгерметизации и утечки топлива.
Взрыв серьезно повредил испытательный стенд и расположенную рядом инфраструктуру космодрома SpaceX Бока-Чика (штат Техас), но компании удалось довольно быстро ликвидировать последствия аварии — новый Starship благополучно прошел огневые испытания двигателей в начале августа. Ранее их прошла и предназначенная для десятого полета ступень Super Heavy.
Не исключено, что десятый полет Starship в итоге перенесут на несколько дней, но пока что он с большой вероятностью может состояться до конца лета.
План десятого испытания Starship
Анонсированная схема десятого испытательного пуска Starship в целом будет такой же, как и во время трех предыдущих испытаний, окончившихся авариями. В этот раз компания не будет ловить первую ступень Super Heavy с помощью установленного на стартовой площадке в Техасе захвата под названием «Мехазилла» — вместо этого ступень, которой во время обратного полета предстоит проделать несколько тестовых маневров и пережить имитацию отказа одного из двигателей, должна приводниться в Мексиканском заливе.
Что же касается прототипа корабля, то для очередного испытания опять подготовили обновленную версию Starship. По сравнению с модификацией, которая использовалась в первых шести испытаниях, ступень стала немного выше, получила уменьшенные передние закрылки новой конструкции, а также улучшенную топливную систему, которая позволила на четверть увеличить максимальный запас топлива. Именно она оказалась слабым местом обновленного Starship.
Наконец, улучшенный прототип может похвастаться термозащитными плитками нового поколения и полностью обновленной авионикой, включая бортовой компьютер, антенны, датчики навигационной системы и дополнительные камеры — их общее число выросло до 30-ти.
Ожидается, что во время суборбитального полета, который должен завершиться приводнением в Индийском океане к западу от побережья Австралии, Starship выпустит восемь макетов спутников системы Starlink нового поколения — в будущем выведение на орбиту аппаратов этой системы спутникового интернета SpaceX станет одной из основных задач Starship. В этот раз макеты спутников войдут в земную атмосферу вслед за кораблем и сгорят в ней.
Как и во время удачного шестого испытания, Starship должен будет на короткое время запустить один из своих двигателей незадолго до входа в атмосферу. При этом возвращение корабля будет проходить по траектории, предусматривающей повышенные аэродинамические нагрузки для закрылков, а часть термозащитных плиток намеренно демонтируют (некоторые будут заменены альтернативными защитными решениями), чтобы оценить, как отдельные элементы конструкции корабля справятся с таким вызовом.
Опубликованная ранее анимация девятого испытания Starship — десятое должно пройти по той же схеме
Отметим, что ход испытаний Starship прямо влияет на будущее лунной программы NASA «Артемида» (Artemis), поскольку ранее именно специальная модификация Starship, существующая сейчас лишь в чертежах и, возможно, макетах, была выбрана в качестве посадочного модуля, который должен доставить американских астронавтов на Луну с орбиты спутника после затянувшегося более чем на полвека перерыва. Сейчас высадка запланирована на 2027 год, но не исключено, что ее придется отложить еще на год или больше.