
Итог топливного кризиса: бензин продолжит дорожать, независимые АЗС свернут пистолеты
Оглавление
ToggleДорогой бензин и закрытие АЗС: для автомобилистов наступила новая реальность
ЕМЕкатерина МаксимоваОбозревательНезависимые АЗС: дела хуже некуда Цены на бензин: Быстрее. Выше. СильнееНефтяникам поможет государствоБензиновая беда в России не приходит одна. Та скорость, с которой на АЗС сейчас растут цены на нефтепродукты, запустила процесс передела топливного рынка. И это не проблема лишь продавцов. Под ударом 55 миллионов россиян, имеющих машины.
Екатерина Максимова
Суровые факты: к середине октября бензина на АЗС подорожал на беспрецедентные 11%, свидетельствуют данные Росстата. Биржевые котировки на Петербургской международной товарно-сырьевой бирже продолжают обновлять исторические рекорды: марка АИ-92 стоит уже 74,3 тысячи рублей за тонну. И уже 360 автозаправок приостановили работу.
Ожидается, что в среду, 22 октября, куратор ТЭК, вице-премьер Александр Новак проведет очередное «острое» совещание.
Конечно, бензиновые кризис, главной причиной которого стали нескончаемые атаки Украины по российским НПЗ, властям нужно гасить. Топливный Армагеддон случился не где-то «в новостях»: расходы россиян на горючку ежедневно растут. И если еще в июне литр АИ-92 в рознице стоил 56,65 рубля за литр, то к середине октября бензин самой ходовой марки подорожал до 62,53 рубля.
Пока же принятые правительством меры — отмена правила обнуления топливного демпфера, запрет на экспорт топлива — так и не сработали.
Независимые АЗС: дела хуже некуда
Зато текущая ситуация оголила существующие проблемы рынка и запустила для многих процессов «обратный отсчет».
Независимый эксперт топливного рынка Анастасия Бунина полагает, что нынешний топливный кризис изменит соотношение сил на рынке.
«Для независимых автозаправочных станций это действительно кризис.В моем понимании на сегодняшний день происходит укрупнение бизнеса, связанного с розничной реализацией нефтепродуктов. Это значит, что съедаются те независимые автозаправочные станции, которые покупают топливо на Санкт-Петербургской товарно-сырьевой бирже либо у более крупных трейдеров, которые изначально приобретают его там же», — говорит эксперт.
Эксперт напоминает: для того чтобы приобрести топливо на бирже, нужно иметь ряд договоров и пройти определенную квалификацию. Независимые АЗС, как правило, свои отношения с биржей таким образом не выстраивают. Они идут к трейдеру и покупают топливо. Соответственно, это дороже, чем у ВИНКов (вертикально-интегрированных нефтяных компаний. — Прим. ред.).
— Независимые АЗС изначально находятся в проигрышном положении — какие у них варианты сохранить бизнес, если они, по оценке главы Российского топливного союза Евгения Аркуши, сейчас работают в убыток?
— Вариантов немного. Либо торговать втридорога, если рядом с ними нет АЗС нефтяных компаний, либо свернуть пистолеты и ждать лучших времен, либо уходить с рынка — банкротиться, продавать бизнес. И здесь важно наличие финансовой подушки. Как показывает практика, независимые АЗС, кто стоит на загруженных магистралях, продолжают работать и продают бензин по тем ценам, по которым они вынуждены продавать. Но при этом ФАС достаточно активно интересуется, почему у независимых автозаправочных станций цены растут стремительнее, чем у ВИНКов.
Анастасия Бунина отмечает, что в более выигрышном положении оказались лишь те независимые игроки, кто смог заключить договоры на покупку бензина с вертикально интегрированными компаниями.
«И их ценообразование на сегодняшний день максимально близко к ВИНКам. Да, оно чуть повыше, но тем не менее близкое. Они удерживают клиентов и дополнительными сервисами. Те независимые АЗС, которые продают только нефтепродукты, конечно, в сложной, очень сложной ситуации. И повышение розничных цен, которые мы наблюдали за последний месяц, позволяет им работать хотя бы с минимальной маржой.
Там, где пролив нормальный, там независимые АЗС торгуют с минимально допустимой маржой. Это, как правило, Москва, Московская область. Но в большинстве своем это не работает. Поэтому независимые просто сидят и ждут лучших времен», — уточняет Анастасия Бунина.
Цены на бензин: Быстрее. Выше. Сильнее
По оценке аналитиков ОМТ-Консалт, за период с 6 по 13 октября марка АИ-92 значительнее всего подорожала в Сибирском федеральном округе. Там за несколько октябрьских дней бензин прибавил в цене 1,85 рубля за литр (до 62,86 рубля).
Второе место по ценовым скачкам занял Уральский округ, где цены на топливо за считаные дни прибавили 1,67 рубля. Тройку антилидеров закрывает Приволжский ФО, где марка АИ-92 за восемь дней подорожала на 80 копеек.
Автомобилисты в центре России — ЦФО и СЗФО — увидели, что для них бензин за неделю повысился на 31 и 34 копейки соответственно.
Росстат отчитался, что к 13 октября литр бензина марки АИ-92 в среднем по РФ стоил уже 61,73 рубля. АИ-95 — 86,46 рубля. Дизель «скакнул» до 73,24.
Эксперт Анастасия Бунина уточняет, что в каждом литре бензина только налоговая нагрузка продавца превышает 50%.
Что для 55 миллионов российских автомобилистов означает перспектива «простоя» частных АЗС? Ответ на этот вопрос дает статистика: из 28,9 тысячи автозаправочных станций, разбросанных по всей огромной России, независимым операторам принадлежат порядка 19 тысяч. И только треть АЗС работает «под зонтиком» нефтяных компаний. Из тех 360 заправок, которые к осени уже прекратили свою работу, 300 — те самые независимые, на которые не распространяются демпферные выплаты от государства.
Нефтяникам поможет государство
Указ президента Путина отменить на полгода правило обнуления топливного демпфера для нефтяных гигантов позволяет могучим ВИНКам получать выплаты из бюджета даже при превышении ценовых порогов на бирже.
Руки нефтяникам развязали в надежде на то, что это позволит избежать сокращения поставок горючки на внутренний рынок. В любом случае демпфер — это тот инструмент, который поможет ВИНКам пережить нынешнюю лихорадку на топливном рынке.
После того как Кремль облегчил жизнь гигантам, независимый эксперт ТЭК Кирилл Родионов в своем авторском ТГ-канале предупреждал: отказ от учета биржевых цен при расчете выплат по демпферу неизбежно подхлестнет биржевые котировки. Оптовые цены будут стабильно превышать прежние предельные уровни демпфера — 66,45 тысячи рублей за тонну для бензина АИ-92 и 68,64 тысячи рублей — для дизтоплива, говорит Кирилл Родионов.
Анастасия Бунина согласна с тем, что ВИНКам легче переживать текущий кризис, но считает, что нефтяники не станут злоупотреблять.
«Но говорить о том, что им скоро станут неинтересны нормативы для демпфера и торговля внутри российского рынка, поэтому цена поползет вверх, я бы не стала. Более того, склонна считать, что это невозможно. Правительство найдет на них рычаги воздействия.
Вертикально интегрированным нефтяным компаниям на сегодняшний день и так даны большие привилегии. И если они это развернут против населения, то дальше могут начаться какие-то достаточно серьезные санкции на государственном уровне. Я не думаю, что это кому-то нужно. Более того, кризисной ситуации нет», — полагает Анастасия Бунина.
Что касается текущих оптовых цен на топливо, то, добавляет эксперт, биржевая стоимость действительно обновляет рекорды, но уже эти самые рекорды не бьет.
«Цена в районе плюс-минус 74 рубля держится уже достаточно долго. Я бы назвала эту ситуацию в большей степени стабильной. При этом цены на бензин остаются высокими», — резюмировала Бунина.
Много лет государству удавалось регулировать цены на топливо таким образом, чтобы они не превышали официальной инфляции.
«Новые Известия» сообщали, что по итогам 2024-го бензин впервые перестал подчиняться многолетним правилам. За прошлый год горючка в рознице подорожала на 11,1%, что на 1,6% выше инфляции по итогам минувшего года.
В 2025-м цены на бензин побили свой прошлогодний рекорд: +11% к середине октября против накопленной за год инфляции в 4,7%. Это дебют, которым нефтеносной стране вряд ли можно гордиться.