«Невъездные»: Паром «Трабзон — Сочи» ушел обратно в Турцию, не встретив в порту «понимания»
Разное

«Невъездные»: Паром «Трабзон — Сочи» ушел обратно в Турцию, не встретив в порту «понимания»

Многострадальный паром «Sea Bridge», который совершал пробный рейс из турецкого Трабзона, 9 ноября отправился обратно в Турцию… До этого судно более трёх с половиной суток простояло на рейде Сочи, но допуска на заход в российский порт так и не получило. Якобы, не было разрешения на вход на территорию РФ. Да и в порту Сочи шли учения, из-за которых объект был закрыт.

Учения завершились, директор компании-организатора Сергей Туркменян заверил, что все необходимые согласования получены, но сойти на берег пассажиры так и не смогли. Из них 18 человек — граждане России, в том числе, дети, и двое турецкоподданных.

Паблики взорвались возмущёнными комментами:

«Вообще странно, но пограничники могли бы и забрать русских пассажиров, с паспортами конечно…»

«Когда из всех утюгов орали: ура, паром запустили, и когда билеты продавали, о чём думали? Странно всё как-то».

«Билеты продавали, люди купили, просто экскурсия же, ничего необычного. Зачем людей мучать, блин?!»

Позиция администрации Краснодарского края не изменилась: запуск регулярных рейсов невозможен из-за нерешенных вопросов по обеспечению безопасности. Звучит веско, но возникают вопросы. Что, турецкий паром — единственное судно, которое собралось зайти в порт Сочи? Больше никто не швартуется? Разумеется, это не так.

В Пограничном управлении ФСБ России по Краснодарскому краю, ФСО, а также в руководстве Сочинского центрального таможенного поста заявили, что паромное сообщение между Россий и Турцией на данный момент технически невозможно. Вот как хотите, так и понимайте!

Президент Ассоциации ветеранов подразделения «Альфа» Сергей Гончаров полагает, что это, и вправду, тот случай, когда лучше перебдеть, чем недобдеть.

— Паром должен перевозить большое количество граждан, которые будут ездить на отдых в Турцию и обратно. Это очень важно. Если наши спецслужбы подозревают, что паром может пострадать, его могут заминировать и взорвать — в Сочи же проверяли его водолазы. Если его взорвут по пути — погибнет большое количество людей. И кто за это будет отвечать? Найти виновных будет так же трудно, как с «Северными потоками».

Если бы паром перевозил только грузы, то не было бы ситуации, которую мы сейчас рассматриваем. Я думаю, что наши спецслужбы анализируют, как действуют украинские террористы. И опасаются за жизни тех людей, которые будут переправляться на этом пароме. Другой причины, по которой ему запретили швартоваться в Сочи, я не вижу.

Что важно: паром не свалился в акваторию Сочи как снег на голову. Его планировали запустить еще в декабре 2024 года, но переносили несколько раз. То метеоусловия неблагоприятные, то бюрократические вопросы, то Рамадан в Турции. И на этот раз паром должен был выйти в море 29 сентября — но рейс был снова отложен из-за погоды.

Вечером 5 ноября паром всё-таки отправился из Трабзона в Сочи. Наутро прибыл к российским берегам, где его промурыжили и развернули.

Алексан Мкртчян — директор и основатель сети туристических агентств «Розовый слон», вице-президент Альянса туристических агентств (АТА) России, считает, что с этим рейсом не всё чисто.

—  Вы, журналисты, наблюдаете за этой историей три дня, а я уже — два года. Каждый раз, когда называлась дата запуска парома — она оказывалась фейком.

На рынке — полное недоверие к организаторам этой паромной переправы. Это как в сказке, когда мальчик кричал «Волки!», прибегали дровосеки, а волков не было.

Сейчас у организаторов, может быть, и есть все необходимые документы, но им никто не верит.

«Начнём с того, что ни одно турагентство в России и ни одно юрлицо — ни касса морвокзала в Сочи, ни те, кто занимается продажей морских круизных билетов — никто не продавал этот круиз. Все люди, которые оказались на борту, купили билеты у иностранного юрлица за турецкие лиры в Трабзоне. Им даже судится, по сути, дела по российским законам не получится. Кстати, их многие журналисты ошибочно называют туристами. Они — не туристы, у них нет никакой путёвки на руках. Они — обычные пассажиры морского парома. Это первое.

Второе: более глупого времени чем середина ноября для старта паромного сообщения даже придумать тяжело. Если бы я хотел разориться и был владельцем парома — поставил рейс как раз на это время. С ноября по март в Турции самый низкий сезон. К тому же сейчас на Чёрном море начинается период сильных штормов, и паромам выходить в море просто опасно.

В-третьих, весь смысл паромного сообщения — в перевозке автомобилей. Перевозка только пассажиров на линии Сочи-Трабзон абсолютно нерентабельна.

Но компании, которая занималась организацией, перевозить автомобили не разрешили, и вот они на свой страх и риск решили везти только людей. Это — абсолютная экономическая безграмотность. Я думаю, что в ближайшие полгода об этом пароме мы не услышим, — уверен Алексан Мкртчян.

А ведь идея сама по себе — мега-востребованная. Паром Sea Bridge — круглогодичный, он рассчитан на перевозку 450 пассажиров. Плюс автомобили. Рейсы планировалось выполнять дважды в неделю. В пути — 12 часов. Сидячие места — примерно по 6500 рублей, каюты — от 10000, разумеется, рублей.

А теперь сравним стоимость авиарейсов, например, из Сочи в Стамбул. Данные, конечно, примерные, потому что цена на билеты разнится от даты вылета.

Итак: на 10 ноября самый дешёвый билет стоил 5562 рубля. Но это — только с ручной кладью. Полёт с багажом обойдётся почти в 8 000. А самый дорогой рейс в этот день — аж за 29 233 рублика, без багажа. С чемоданом перелёт стоит уже 34612 рублей. Накладно, как-то…

Паром мог бы стать хорошей альтернативой для больших семей, имеющих автомобиль. Им гораздо выгоднее было бы доехать до Сочи на собственной машине, заплатить 30 000−35 000 тысяч, в зависимости от габаритов, спокойно погрузить её и приплыть в Турцию.

И там ездить самостоятельно по всем интересным местам, которых гораздо больше, чем достопримечательностей, куда обычно возят отдыхающих турфирмы.

И, конечно, паромным сообщением пользовались бы те, кто боится летать или кому перелёты противопоказаны по состоянию здоровья.

Да, людей, попавших в неприятную ситуацию на злополучном пароме жалко. У многих пропали билеты на авиарейсы из Сочи. У нескольких пассажиров истекло время легального пребывания в Турции.

Они продали свои квартиры в этой стране, чтобы переехать обратно в Россию, и потеряли вид на жительство. По закону снова въехать в Турцию они смогут только через несколько месяцев. Так что в Трабзоне их могут просто не пустить на берег. Что им делать — пока непонятно совершенно.

Конечно, безопасность — превыше всего. С этим никто не спорит. Но и о своих гражданах стоило бы побеспокоится.

Источник

Средний рейтинг
0 из 5 звезд. 0 голосов.