Посчитали — прослезились: почему китайский автопром не спас калининградский «Автотор»
Разное

Посчитали — прослезились: почему китайский автопром не спас калининградский «Автотор»

Посчитали — прослезились: почему китайский автопром не спас калининградский «Автотор»

ВЛВиктор ЛевинОбозревательНа десятом месяце 2025 года крупнейший после АвтоВАЗа автопроизводитель в России — калининградский «Автотор» опубликовал статистику за 2024 год. Оказалось что завод, рассчитанный на выпуск 280 тысяч машин, выпустил всего 30 тысяч, хотя обещал в четыре раза больше. О причинах провала — в статье «НИ»

Виктор Левин

Статистика со слезами на глазах

Можно представить, с каким тяжелым сердцем начальство «Автотора» разрешило наконец представить данные о своей многотрудной деятельности за прошлый год. Скрывать провал дальше было бы уже совсем неприлично. Ведь не снаряды и пушки делает калининградский автомобильный кластер, и режим секретности ему никак не положен.

А тут еще помнящий все и всех интернет забит публичными обещаниями начальства на 2024 год.

Посчитали — прослезились: почему китайский автопром не спас калининградский «Автотор»

Ну, а почему бы и не выпустить, если конвейеры завода могут выдавать до 280 тысяч автомобилей, если в прекрасном 2019 году сделали аж 213 тысяч машин? Правда, это были немецкие БМВ и корейские «Хендэ» и КИА, которые разлетались по России как горячие пирожки.

В 2022 году бывшие партнеры свернули бизнес в России. В 2023 году «Автотор» дособирал то, что осталось на складах, выпустив всего 29 тысяч авто. Но оптимизм вселяло первое знакомство с китайцами, которые, казалось, готовы были завалить наш автогигант на сто лет вперед.

Посчитали — прослезились: почему китайский автопром не спас калининградский «Автотор»

В отличие от «Москвича», «Автотор» не стал класть все яйца в одну корзину и решил собирать аж 20 (!) китайских колесниц одновременно: три кроссовера SWM (G01, G01F, G05 Pro), две модели BAIC (кроссовер X35 и седан U5 plus), три модели KAIYI (седан E5, кроссоверы X3, X3 Pr, X7 Kunlun), три модели Forthing (T5, T5 EVO, M4 YACHT), а так же JETOUR DASHING и микроавтомобиль на электротяге EONYX в трех вариациях. Но и этого показалось мало. «Автотор» обьявил о выпуске электромобиля под своим брендом — АМБЕРАВТО А5 и четырех грузовых машин с именем АМБЕРТРАК.

Посчитали — прослезились: почему китайский автопром не спас калининградский «Автотор»

Посчитали — прослезились: почему китайский автопром не спас калининградский «Автотор»

Посчитали — прослезились: почему китайский автопром не спас калининградский «Автотор»

— Наверное, на «Автоторе» решили, что с уходом мировых брендов российские покупатели будут брать любые китайские автомобили. Но в реальности они оказались более разборчивы. — полагает автоэксперт «НИ» Игорь Лемешев, добавляя, что налицо — стратегическая ошибка менеджмента в выборе партнеров.

В 2024 году, как показывает статистика «Автотора», лидером по сборке стал Baic, составив примерно 31% от всего автопроизводства. Модели Kaiyi заняли около 26% от общего количества выпущенных машин, Jetour — 20%, а SWM — 10%. Электромобили «Амберавто», выпускаемые «Автотором», обеспечили примерно 4% от общего объема. На марки Forthing и «Амбертрак» пришлось по 1% производства. Оставшиеся 7% заняли коммерческие транспортные средства. Все вместе они обеспечили меньше двух процентов российского авторынка!

Посчитали — прослезились: почему китайский автопром не спас калининградский «Автотор»

Сегодня председатель совета директоров «Автотор Холдинга» Валерий Горбунов говорит, что итоги деятельности предприятия в 2024 году «в значительной степени соответствовали общей обстановке на российском авторынке». Он уточнил, что из-за нестабильности рынка, колебаний спроса, трудностей с логистикой и прочих обстоятельств, было необходимо внести изменения в производственный план.

Однако оправдания Горбунова противоречат состоянию авторынка в 2024 году: за прошлый год было продано 1 571 272 новых легковых автомобиля, что на 48,4% больше, чем в 2023 году. То есть общая обстановка была более чем благоприятная! В отличие от 2025 года с его падением на тридцать процентов.

В чем проблема «Автотора»?

Даже беглый взгляд на модельный ряд выпускаемых машин показывает, что это по сути один и тот же автомобиль — эдакий коллективный «Чери Тигго», бюджетный кроссовер В класса с одним мотором на 1,5 литра мощностью от 103 до 170 л. с. и одним вариатором или роботом. Ценовой диапазон от 1,7 до 2,5 млн рублей аналогичен известным моделям «Чери», «Хавэйл», «Чанган», но с той принципиальной разницей, что первая тройка китайцев уже известна массовому российскому покупателю, а модели от «Автотора» не более чем загадочные ноунеймы. Число дилеров у них небольшое. Уверенности в том, что они вообще сохранятся через 3-5 лет, никакой.

Например, в 2024 году продажи автомобилей Kaiyi в Санкт-Петербурге упали на 45% — за год дилеры реализовали лишь 250 машин. В течение того же года ряд петербургских компаний прекратил партнерство с Kaiyi, объясняя это небольшими продажами, малой узнаваемостью бренда и его неконкурентоспособностью в РФ. К середине 2025 года в Санкт-Петербурге осталось всего два дилерских центра Kaiyi. За первые 5 месяцев 2025 года в городе зарегистрировали всего 69 новых Kaiyi.

А вот что пишут эксперты о проблемах Forthing:

Посчитали — прослезились: почему китайский автопром не спас калининградский «Автотор»

Ничем не лучше были продажи SWM — 1700 машин за год. В феврале 2025 года СМИ писали, что китайский автопроизводитель SWM столкнулся с низким спросом в России и рискует покинуть российский рынок.

Правда, провал «Автотора» не мешает главе Минпромторга Антону Алиханову включить все 20 калининградских брендов в бравурный отчет о возрождении отечественного автопрома (он выпускает, по словам министра, аж 52 модели!) и грядущей пользе растущего в 100-200 раз утильсбора для машин мощнее 160 л. с. Начальство «Автотора» так же одобряет новые ставки утильсбора. Они бесспорно помогут встать на ноги российским производителям второсортных китайских автомобилей.

Дело за малым — убедить и российских покупателей отдать свои миллионы рублей за ноунейм-кар с шильдиком «Сделано в России».

Средний рейтинг
0 из 5 звезд. 0 голосов.