Пушкин продешевил! Парадоксы антикварного рынка
Разное

Пушкин продешевил! Парадоксы антикварного рынка

Пушкин продешевил! Парадоксы антикварного рынка

Первое издание «Онегина» принесло Александру Сергеевичу 10 миллионов рублей, современному обладателю книги, выпущенной почти 200 лет назад, — в 2,5 раза больше. Так жив в России антикварный рынок или уже нет? Мнения опрошенных «Свободной Прессой» уральцев разделились.

На популярном сайте объявлений в Екатеринбурге выставлена на продажу «Волга» за 5,7 млн рублей. Владелец пишет, что автомобиль эксклюзивный, «полностью легальный», построен на платформе Mercedes-Benz W220 S500 2003 г. выпуска.

Автор объявления делает важное уточнение: «Вся техника, электроника и силовая структура кузова от W220, только внешние панели от ГАЗ-24 с доработками». У машины полный привод, коробка-автомат, пневмоподвеcкa, двигатель V8 объемом пять литров, мощность 306 л.с. Цвет кузова — темно-зеленый металлик.

На вопрос корреспондента «Свободной Прессы» о состоянии рынка антиквариата известный на Урале бизнесмен-коллекционер ответил с грустью:

— Антикварный рынок в глубоком упадке. Нет спроса ни на что, нет продаж. С трудом выживают.

«СП»: Считаете, мало шансов, что эту «Волгу» купят?

— Думаю, никаких.

Челябинка Елена Золина, владелица галереи ценностей и ремесла «Историст», согласилась рассказать «Свободной Прессе» о ситуации на рынке антиквариата.

«СП»: Какие предметы старины сегодня пользуются наибольшим спросом для инвестирования?

— На Урале это путь для терпеливых. Инвесторы здесь осторожны. Одни боятся подделок (до 40% лотов на «блошиных рынках» — ненастоящие), других пугает дорогая реставрация. Мы, кстати, это направление так и не смогли развить, уйдя в благотворительные проекты. Однако возможности для инвестирования все же есть.

«СП»: Например?

— Рекордные сделки — это продажа первого издания «Евгения Онегина» (1832 г.) за 26 млн рублей, паспорта Виктора Цоя — за 9 миллионов.

«СП»: Какой был изначальный тираж первого издания «Евгения Онегина»?

— 2000−2400 экземпляров, по разным данным. Книга стоила 12 рублей*, что было значительно дешевле предыдущих изданий: отдельные главы продавались по 5 рублей каждая, а полный комплект из 8 глав до 1833 года стоил 40 рублей. Кстати, весь тираж был раскуплен за неделю, что стало сенсацией для того времени. Газета «Московский телеграф» писала: «Хвала поэту, который сжалился над тощими карманами читающих людей!».

«СП»: И много Пушкин на этом заработал?

— Поэт получил от Смирдина (это издатель и книгопродавец) 12 тысяч рублей гонорара. Огромная сумма по меркам той эпохи!

Для сравнения: в пересчёте на современные цены (через стоимость, например, говядины) это эквивалентно примерно 10,5 млн рублей.

«СП»: Какие антикварные активы быстрее всего растут в цене сейчас?

— Иконы XVI-XVII веков и советский андеграунд. Они растут в цене на 15−40% в год. На Урале особенно востребованы локальные артефакты: кубачинское серебро, документы купеческих династий, промышленная ретро-техника.

«СП»: Какие основные риски при сделках с антиквариатом?

— Низкая ликвидность у массового фарфора или мебели. И стоит помнить про 13-процентный налог при перепродаже.

«СП»: Антиквариатом всегда интересовалось немного людей, главным образом состоятельных.

— Чтобы преодолеть скепсис уральских инвесторов, мы создали не просто галерею, а общественный центр. В нашем «Музее Эпох» история становится осязаемой. Четыре комнаты погружают посетителей в интерьеры XX века — от довоенных коммуналок до бунтарских 1990-х. Все экспонаты (ковры, трюмо, кассеты, гимнастерки) передали челябинцы. Один гость даже узнал торшер своей тети!

«СП»: Молодым тема антиквариата, наверное, неинтересна?

— Ошибаетесь. Подростки реставрируют мебель (например, стол из «криминального» офиса 90-х), учатся столярному делу, а главное — откладывают телефоны и общаются вживую.

«СП»: Это частный проект?

— Музей работает на грант, но планирует самоокупаемость через мастер-классы и программы «Пушкинской карты».

«СП»: В антиквариате что главное помимо цены?

— Люди видят ценность вещей не в их стоимости, а в историях. Как стол, который когда-то стоял в кабинете «авторитетных дядек в кожаных куртках», а теперь стал арт-объектом.

«СП»: Что посоветуете тем, кто только сейчас решил начать заниматься антиквариатом?

— Начинать лучше с малого. Советские педальные машины, значки или монеты (от 1 тыс. руб.).

На «Авито» их ликвидность выше, чем у икон. И конечно, надо обращать внимание на подлинность. Еще важный момент: 70% покупателей на том же Авито отказываются от сделки при плохих фото.

Так что лучше снимать вещи при дневном свете, показывать дефекты, добавлять историю предмета. Скажем: «Платье 1960-х, сшито для свадьбы в Свердловске». Наконец, стоит иметь в виду, что уральские инвесторы охотнее покупают артефакты, связанные с местной историей. Например, документы Ирбитской ярмарки или каслинское литье.

«СП»: Нестандартный рынок…

— Антикварный рынок Урала — не «тихая гавань», а поле для просвещения. Через наш музей мы показываем: старый диван — не хлам, а свидетель эпохи; советская техника — не рухлядь, а объект коллекционирования. И это дает плоды: за полгода спрос на локальные лоты в Екатеринбурге вырос на 35%. Как говорил один наш гость, разглядывая трюмо из детства: «Деньги — временны, а память — вечна».

«СП»: Вы сказали, что быстро растут цены в том числе на советский андеграунд. Неужели это настолько востребовано?

— Для меня антиквариат — не товар, а, если хотите, «машина времени». Каждый предмет советского андеграунда — это послание эпохи, которое нужно расшифровать вместе с молодежью.

Моя страсть к советскому андеграунду родилась из осознания, что цифровой мир стирает тактильную связь с прошлым.

Когда подростки в нашем музее впервые берут в руки кассету с записями «Аквариума» или рассматривают самиздат журнала «Альтернатива» 1970-х, их глаза загораются. Они трогают историю, которую не передадут учебники. Фотографии тувинских шаманов Веры Дьяконовой (изъятые цензурой) или «кубо-поэмы» Риммы Герловиной, где текст прячется внутри деревянных кубиков, — это свидетельства сопротивления идеологическому контролю времен СССР.

«СП»: Несколько лет назад в столичном музее «Гараж» прошла выставка «Секретики».

— Это неслучайно. Как дети прятали под стеклом «сокровища», так и художники 1970-х закапывали в лесу перформансы (как акция «Раскопки» группы «Мухомор»), чтобы сохранить их от уничтожения. Мы делаем то же самое — спасаем артефакты от забвения.

В эпоху TikTok предметы становятся «якорями памяти». Подлинный паспорт Цоя или плакат квартирника 1982 года вызывают больше вопросов, чем параграф о холодной войне. Они заставляют подростков спросить: «А что слушала моя бабушка в 16 лет?»

«СП»: Антикварные вещи часто требуют реставрации.

— Уральский рынок отвергает реставрацию как искусство. Преобладает менталитет «новое = лучше». Клиенты готовы платить 10−20 тыс. рублей за китайский комод, но возмущаются ценой за реставрацию дубового стула XIX века: «Зачем чинить, если можно купить?»

Налицо непонимание ценности ручного труда. В Челябинске и Екатеринбурге реставрация ассоциируется с «починкой сломанной ножки», а не с воссозданием исторических техник.

Для сравнения: в Петербурге за восстановление винтажного кресла ар-деко клиенты платят 25−50 тысяч. Играет роль и ценовой дисбаланс. Реставрация требует 685 тыс. рублей стартовых вложений в оборудование и подготовку помещения. Но на Урале средний чек за услуги — лишь 20−27 тыс. рублей. Это не окупает стоимость работы, аренды и амортизации.

Могу привести пример провального собственного опыта. В 2024 году мы выставили отреставрированный диван 1950-х с историей: «Из гостиной инженера Уралмаша». Цена — 68 тыс. рублей. За 4 месяца — ноль покупателей. В итоге его разобрали на части и продали как «инсталляцию» для кафе в стиле ретро…

«СП»: Ужасно…

— Да, антикварный рынок Урала парадоксален. Инвестиции в книги растут: +35% за год, но реставрация мебели умирает. Советский андеграунд популярен (пластинки на «Авито» взлетели в цене на 27%), но молодежь покупает их как «декор для зоны в TikTok», а не как артефакты.

В нашем музее есть стул 1990-х. Это не «рухлядь», а свидетель криминальных переделов. Стул принесли дети бизнесмена, застреленного в 1993-м. Мы будем продолжать такую практику. И не ради денег.

Источник

Средний рейтинг
0 из 5 звезд. 0 голосов.