Россияне, сдавайте деньги в кассу: экспорт нефти и газа не может прокормить страну

ЕМЕкатерина МаксимоваОбозревательНефтедолларов уже не хватает. По итогам 2025 года страну ждет самое масштабное сокращение нефтегазовых доходов. Бюджет потерю пока переживет и доберет растущими налогами. Но если где-то интенсивно убывает, значит, кто-то должен это быстро возместить?
Екатерина Максимова
За неполный 2025-й россиянам «вручили» немало многолетних антирекордов, напрямую влияющих на их повседневную жизнь. Дорогого (в прямом смысле слова) стоит беспрецедентное повышение коммунальных тарифов, как и розничные цены на бензин, которые с начала года выросли на 12%, что в разы превышает официальную инфляцию (4,3% с января по октябрь).
В ноябре очередной антирекорд пришлось фиксировать Минфину: за десять месяцев нефтегазовые доходы РФ снизились на 21%. Из нефтегазовой иглы в госбюджет накапало 7 трлн 498 млрд рублей. В абсолютном выражении страна недосчиталась двух триллионов.

Это беспрецедентное снижение с начала 20-х. Год еще не закончился, но текущих показателей достаточно, чтобы прогнозировать провал за пятилетку. При нынешней конъюнктуре и текущих ценах на нефть казну-2025 экспортеры пополнят приблизительно на скромные 8,5 трлн.
Вот какой была динамика нефтегазовых поступлений:
— 2021 год: 9 трлн 056 млрд рублей;
— 2022 год: 11 трлн 586 млрд рублей (+28%), рост объясняется совокупностью факторов, включая повышение цен на нефть;
— 2023 год: 8 трлн 822 млрд рублей (-24%);
— 2024 год: 11 трлн 131 млрд рублей (+26,2%).
Оглавление
ToggleРесурсное проклятие в деле
Триллионом рублей больше, триллионом меньше — мне-то что с того, может подумать рядовой гражданин в Москве, Саранске или во Владивостоке. И будет неправ.
Экономист, автор тг-канала «Деньги и песец» Дмитрий Прокофьев указывает на то, что во взаимоотношениях Кремля и экспортеров случился структурный сдвиг.
Государство своими маневрами постепенно заменяет нестабильные экспортные пошлины на гарантированные налоги.
Как иначе, если «жирные» показатели прошлого года пришлось вытягивать за уши. Помогли, конечно, Индия и Китай, сделавшие ставку на дешевую российскую нефть. Но триллионы рублей в бюджет качали ключевыми для ТЭК поборами: налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (НДД), таможенных пошлин и прочих налогов.
До 85% всех нефтегазовых триллионов покрыл НДПИ на нефть. И за аналогичный период прошлого года главный налог сектора принес казне 10,4 трлн рублей (+38% к аналогичному периоду 2023 года).
«Фактически система научилась извлекать стабильный доход даже в условиях санкций и ценовых дисконтов», — отметил Дмитрий Прокофьев.

Вот только даже нефтегазовую корову стало доить все сложнее, следует из последнего отчета Минфина. В текущем году просели все ключевые поступления от газовиков и нефтяников: НДПИ — минус 25%, или 7,9 трлн, НДД — 21,5%, или 1,61 трлн.
Поможем нефтянке, спасем «Газпром»
Риторический вопрос: кому все это придется возмещать? С осени на всех автозаправках страны уже вовсю расплачивались автомобилисты. 1,5 трлн рублей со следующего года Минфин планирует собрать с россиян путем повышения НДС на 2%.
И это при том, что в третьем квартале текущего года ситуация для нефтяной отрасли складывалась благоприятно. Это в своем исследовании отмечают аналитики «Эйлер Аналитические технологии».
Дисконты российских сортов нефти к брендам сократились, а средний курс доллара остался на уровне прошлого квартала. В совокупности это сделало экспорт отечественной нефти более выгодным. В рублях наша нефть в третьем квартале подорожала на 5−7%. Рентабельность добычи и экспорта увеличилась для российской Urals на 6%.
От кризиса на топливном рынке также пострадали отнюдь не гиганты. Исследование «Эйлер» показывает, что прибыльность оптовых продаж бензина в РФ в третьем квартале выросла почти вдвое, а по дизелю — примерно на 16%. Производить бензин и дизель стало выгоднее не только для экспорта, но и для продажи оптов в России.
«Первичным показателем прибыльности производства и экспорта нефтепродуктов являются крэк-спреды. Это разница между ценой нефти и ценой топлива, получаемого из нее.
В третьем квартале крэк-спреды расширились, особенно на дизель, на 32%. В целом, по нашим расчетам, экспорт бензина и дизеля стал более выгодным, на 6,8% соответственно.
Но не все это гладко. Розничный рынок, то есть заправки, остаются слабым звеном. Оптовые цены на топливо выросли, а вот розничные изменились слабо. В итоге получается, что заправки покупают топливо все дороже, продают почти по старым ценам, поэтому зарабатывают все меньше. И в третьем квартале вовсе работали в минус», — цитата из обзора «Эйлер».
Проще говоря, в третьем квартале рост доходов нефтяников от экспорта и продаж нефтепродуктов оптом в России превзошел потери в розничном бизнесе.

В октябре ситуация ухудшилась. Минэнерго продлило запрет на экспорт нефтепродуктов. А дисконт на Urals вновь начал расти, прибавив $1,5 за бочку. В среднем российская нефть подешевела к Brent на $11,5, до $52 за баррель. На нефтяные котировки давят планы ОПЕК+ по увеличению добычи, а также геополитическая нестабильность и угроза президента США Трампа отучить Индию покупать нефть из РФ.
В общем, россиянам остается доставать дорогие пистолеты на АЗС, раскрывать пошире кошельки в продуктовых магазинах и не забывать вовремя оплачивать коммунальные платежки с проиндексированными с 1 июля тарифами на 11,9%, в которых только цены на газ были повышены на 10,3%. Кто-то же должен помогать выживать гигантам-экспортерам.


