Разное

Творчество архитектора-визионера, формирующего будущее

Лорд Норман Фостер оказал большее влияние на Лондон, чем любой другой архитектор со времен сэра Кристофера Рена. Его работы — от арки Уэмбли и «Корнишон» до пешеходной зоны Трафальгарской площади и моста Миллениум через Большой двор Британского музея — практически повсюду. Офис его собственной архитектурной компании на берегу Темзы в Баттерси — тоже одно из самых красивых зданий в городе: гладкий стеклянный блок, изысканно детализированный и мерцающий в лучах заходящего солнца. А недавно стало известно, что он выиграл тендер на строительство Мемориала королевы Елизаветы в Сент-Джеймсском парке с его сверкающим стеклянным мостом. Однако Фостер родился и живет не в Лондоне. Столица — это лишь верхушка айсберга империи Фостера.

Кто такой Норман Фостер?

Норман Фостер родился в Стокпорте в 1935 году. Он был достаточно взрослым, чтобы помнить войну. Его отец работал на близлежащем заводе Vickers. Норман начал работать клерком в огромной готической ратуше, спроектированной Альфредом Уотерхаусом. Этот викторианский гигант, каким бы немодным он ни был в то время, вдохновил молодого Фостера на изучение архитектуры. Он зарабатывал на жизнь, работая, помимо прочего, пекарем, вышибалой и продавцом мороженого. Он был редким представителем рабочего класса, архитектором, добившимся всего самостоятельно. Получив образование в Йельском университете в 1960-х годах, он вместе со своим другом Ричардом Роджерсом и их партнёршами Венди Чизман и Сью Роджерс основал компанию, которая реализовала несколько небольших проектов, в том числе впечатляющий Creek Vean (1966).

Он начал работать в одиночку в 1967 году. Поначалу ему приходилось нелегко, но он все равно создавал прекрасные здания, в том числе извилистое, прохладное и до сих пор недооценённое здание Уиллиса Фабера Дюма в Ипсвиче в 1974 году и радикально демократичный причал в Миллуолле для судоходной компании Fred Olsen. Именно благодаря заказу на строительство штаб-квартиры HSBC в Гонконге (завершено в 1985 году) он стал известным.

В то время это было самое дорогое здание в мире — высокотехнологичное сооружение с фермами, двойными колоннами, кранами и удивительно просторными помещениями между ними. Это был корпоративный ответ его старому партнеру Ричарду Роджерсу Центру Помпиду (спроектированному с участием Ренцо Пиано), ознаменовавший начало новой эпохи финансиализации и гиперкапитализма. Однако под этим корпоративным монстром есть убежище, место для пикника и даже для протестов. Для Фостера характерно сочетание зрелищности и эффекта, частного капитала и публичной роскоши.

Фостер, которого всегда вдохновляли комиксы о космической эре из его детства, конструктор «Мекано», с которым он играл, промышленные сооружения Манчестера и самолеты, которые он так любит (он сам летает на них), однажды сказал мне: «Я всегда думал, что будущее будет лучше прошлого». И действительно, его будущее становилось все лучше.

HSBC завоевал мировую репутацию, и он знал, что с ней делать. Он перестроил систему метро в Бильбао, добавив станции со стеклянными навесами, которые стали известны как «Фостеритос» (Фрэнк Гери назвал их настоящим эффектом Бильбао). Он построил изящный и прозрачный аэропорт в Станстеде (который сейчас в значительной степени испорчен коммерциализацией, усиленными мерами безопасности и расширением), а позже спроектировал крупнейший в мире аэропорт в Пекине, который сейчас уступает Международному аэропорту имени короля Салмана в Эр-Рияде, также спроектированному Фостером.

Рейхстаг, новый парламент Германии (1999), Берлин, Германия

После воссоединения Германии ему было поручено перестроить сгоревшие руины Рейхстага. Он представил себе купол в виде спиралевидного кристаллического маяка — символ открытости и надежды, на который люди могли бы подняться и символически взглянуть сверху на своих представителей. Для архитектора, которого иногда обвиняли в технократической холодности, это был театральный, глубоко значимый жест, который помог перестроить нацию.

Фостер, кажется, ведет беззаботную жизнь. В свои 90 лет он по-прежнему летает на самолётах, пересекает горные хребты на велосипеде и участвует в лыжных марафонах. Его страница в Instagram рассказывает историю легенды стиля жизни, которая появляется в ООН, разъезжает на элегантных спортивных автомобилях, посещает строительные площадки небоскребов и дома делает наброски зданий (которые по большей части уже построены). Но его карьера складывалась не так гладко, как можно было бы предположить. Он пережил несколько периодов бездействия, его критиковали за то, что он обосновался в Швейцарии в качестве налогового резидента, а также за то, как его здания влияют на окружающую среду. Он говорил о хорошей экологичности при проектировании огромных аэропортов, а в последнее время — и космических баз. Его любовь к самолетам и автомобилям, ракетам и космическим кораблям может сделать его похожим на одержимого техникой человека из другой эпохи.

Даже самые выдающиеся здания Фостера едва ли можно описать в статье такой длины. От площади Искусств в Ниме, которая каким-то образом умудряется соседствовать с римским храмом и не соперничать с ним, до величественного виадука Мийо; от архитектурного эквивалента iPhone, кампуса Apple Park в Купертино, до великолепной станции Кэнэри-Уорф в Лондоне — он не только, пожалуй, самый успешный архитектор нашего времени, но и, почти наверняка, самый почитаемый.

Ключевые проекты Нормана Фостера

Штаб-квартира Willis Faber & Dumas (1975), Ипсвич, Великобритания

«Карре д’Арт» (1993), Ним, Франция

Мост Миллениум (2000), Лондон, Великобритания

Большой двор Британского музея (2000), Лондон, Великобритания

30 Сент-Мэри-Экс (The Gherkin) (2004), Лондон, Великобритания

Фото Nigel Young / Foster + Partners

Источник

Средний рейтинг
0 из 5 звезд. 0 голосов.