Вопрос дня: есть ли бреши в защите детей от порнографии в интернете?
Разное

Вопрос дня: есть ли бреши в защите детей от порнографии в интернете?

Вопрос дня: есть ли бреши в защите детей от порнографии в интернете?

Виктор ЛевинОбозревательЭтот вопрос редко обсуждается в медийном пространстве России. С одной стороны, считается, что законодательство и Роскомнадзор надежно защищают детей от порнографии, с другой, на практике практически любой ребенок может набрать в Яндексе соответствующий запрос и получить массу ссылок на порносайты.

Виктор Левин

Щекотливую тему поднял журнал «Профиль» в своей публикации «Клубничка» только для взрослых: как регулируется и кто запрещает порнографический контент».

По мнению автора, действующие правовые нормы устанавливают для поисковых систем строгие условия в отношении предварительного просмотра контента для взрослых. На первый взгляд, компания Яндекс стремится к равновесию в соблюдении этих требований. Утверждения о якобы беспрепятственном доступе к материалам порнографического характера организация считает несостоятельными. В качестве средств защиты применяются такие инструменты, как размытие изображений, настройка фильтров и функции родительского контроля.

Вопрос дня: есть ли бреши в защите детей от порнографии в интернете?

Похожие решения используются и другими поисковыми платформами. Например, Google использует эффект размытия, в то время как Bing и Yahoo, хотя и выдают в результатах поиска ссылки на сайты с порнографическим содержанием, требуют изменения настроек безопасного поиска для просмотра изображений или видеоматериалов.

Для отслеживания контента применяются специализированные программы — веб-сканеры (или краулеры), которые автоматически анализируют и индексируют всю доступную в сети информацию, формируя основу для базы данных поисковой выдачи. Корректировка результатов поиска осуществляется как автоматизированными алгоритмами, так и вручную.

В работе используются передовые технологии, включая нейронные сети, что позволяет гибко и оперативно управлять отображаемым контентом. В алгоритмы поисковиков могут быть внедрены специализированные механизмы и правила для блокировки определенных видов контента, что влияет на формирование результатов поиска и обеспечивает надлежащее соблюдение политик фильтрации.

До настоящего времени не возникало значимых инцидентов в этой области. Отмечались лишь единичные жалобы от пользователей до 2022 года.

Технически сложно исключить полностью все материалы порнографического содержания. Однако поисковые системы обязаны соблюдать существующие рекомендации и осуществлять фильтрацию запрещенной информации, например, детской порнографии.

Система функционирует на достаточно надежном уровне. Любой пользователь может провести проверку и убедиться, что доступ к подобным сайтам с использованием предлагаемых средств практически невозможен.

Поисковая система Яндекс при выдаче результатов поиска не применяет жестких ограничений, но предоставляет соответствующие предупреждения и инструкции. На веб-сайте предусмотрена специальная форма обратной связи для случаев, когда при обычном запросе пользователь обнаруживает видеоролик порнографического содержания.

Весь контент, предназначенный для лиц старше 18 лет, отображается с использованием эффекта размытия. Доступ к контенту становится возможным при переходе по прямой ссылке или после отключения функции размытия.

Весной 2023 года компания Яндекс ввела внутреннюю настройку, позволяющую рекламодателям размещать рекламные объявления различных тематик на ресурсах, содержащих материалы эротического характера. Реклама в основном демонстрируется в сервисах «Яндекс.Картинки» и «Яндекс.Видео».

Размещение рекламных объявлений было произведено преднамеренно. Компания Яндекс объясняет это решение соблюдением норм российского законодательства, которое запрещает рекламу материалов порнографического содержания вне специализированных площадок и форматов.

«Тем не менее, в данном случае возможно усмотреть нарушение положений закона № 38-ФЗ „О рекламе“, в соответствии с которым реклама не должна содержать информацию порнографического характера. Юристы обращают внимание на то, что в нормативных актах отсутствуют конкретные критерии, позволяющие однозначно отнести ту или иную информацию к категории порнографии.» — отмечает журнал «Профиль».

Данное определение содержится в законе № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». В соответствии с ним, к информации порнографического характера относятся натуралистические изображения или описания половых органов человека и (или) полового акта либо сопоставимых с ним действий сексуального характера, в том числе действий, совершаемых в отношении животных. Следовательно, если рекламные объявления не содержат подобного контента, претензии к компании Яндекс формально отсутствуют.

Следует отметить, что просмотр порнографии в частном порядке не является нарушением закона. Запрет распространяется на производство, распространение и публичную демонстрацию материалов порнографического характера. Контроль над соблюдением данных требований возложен на Роскомнадзор, который осуществляет блокировку порнографических сайтов и запрещенного контента через «Единый реестр запрещенных сайтов». И надо признать, что Яндекс не предлагает запрещенные сайты своим пользователям.

Вопрос дня: есть ли бреши в защите детей от порнографии в интернете?

Вопрос дня: есть ли бреши в защите детей от порнографии в интернете?

Однако многие эксперты признают, что этих мер недостаточно. В Великобритании, например, посещение порносайтов возможно после аутентификации пользователя, в которой точно известен возраст смотрящего. Проверку возраста пользователя перед предоставлением доступа к «взрослому контенту» обязаны проводить все интернет-провайдеры королевства.

Возможно, что и в России стоит ввести аналогичную процедуру.

Средний рейтинг
0 из 5 звезд. 0 голосов.